|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Введение Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне отдельных сельских поселений. Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного социально-экономического развития сельского поселения (далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социально-экономического развития поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития сельского поселения. Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий. Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселения Большая Черниговка - доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем, межведомственной, внутримуниципальной, межмуниципальной и межрегиональной кооперации. Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности. Многие из предлагаемых в Программе мер не требуют масштабных бюджетных вложений, затрат. Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне каждого поселения разрабатывать механизмы, способствующие эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей социально-экономического развития сельского поселения. 2. Социально-экономическая ситуация и потенциал развития сельского поселения Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области2.1. Анализ социально-экономического развития сельского поселенияОбщая площадь сельского поселения Звезда составляет 8399га. Численность населения по данным на 01.01.2013 года составила 1878 чел. В состав поселения входят ж.д.ст.Звезда, с.Покровка, д.Сретенка,. Административный центр – ж.д.Звезда.
Наличие земельных ресурсов сельского поселения Звезда по состоянию на 01.01.2013г.
Из приведенной таблицы видно, что сельскохозяйственные угодья занимают 90,0 %. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения, и одним из основных источников дохода жителей поселения. 2.1.1. Административное делениеСельское поселение Звезда включает в себя 3 населенных пункта, с центром в ж.д.ст.Звезда
2.1.2. Демографическая ситуацияОбщая численность населения сельского поселения Звезда на 01.01.2013 года составила 1869 человек. Численность трудоспособного возраста составляет 1172 человек (63,5 % от общей численности). Детей в возрасте до 18 лет 1440 человек, до 6 лет включительно 456 человек, от 7 до 15 лет включительно 649 человек, численность населения старше трудоспособного возраста – 464 человек (25,0 % от общей численности), из них Работающие лица пенсионного возраста – 512 человек (7,2 % от общей численности), неработающие лица пенсионного возраста 1175 человек (16,51 % от общей численности).
Состав населения сельского поселения Звезда. Демографические изменения в составе населения (на 01.01.2013г.)
Данные о возрастной структуре населения на 01. 01. 2013 г.
Данные о среднегодовом приросте населения и тенденции его изменения
Структуру населения на 01.01.2013 г. год можно обозначить следующим образом: Количество наличного населения по сельскому поселению Звезда – 1869 чел. Население в трудоспособном возрасте – 1172 чел. (63,0 %) Население старше трудоспособного возраста – 455чел. (24,0 %) Работающие лица пенсионного возраста – 72 чел. (16,0 %) Неработающие лица пенсионного возраста – 383 чел. (84,0%) Лица трудоспособного возраста, занятые в ЛПХ – 15 чел (0,1 %) Демографическая ситуация в сельском поселении Звезда ухучшаться, число число умерших превышает родившихся. Баланс населения уменьшается, из-за превышения числа умерших и убывших, над числом прибывших с территории. Средняя продолжительность жизни в поселении составляет 54 года у мужчин и 75 лет у женщин, это практически средний показатель продолжительности жизни в районе. Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда). С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротилась ранее крупные сельскохозяйственные предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты: - материальное благополучие; - государственные выплаты за рождение второго ребенка; - наличие собственного жилья; - уверенность в будущем подрастающего поколения. 2.1.3. Рынок труда в поселенииЧисленность трудоспособного населения - около человек, население граждан не достигших совершеннолетия — 1440 человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общей составляет 0,77 процента. Трудоспособного населения около 254 человек заняты в сфере обслуживания (торговля, платные услуги, социальные учреждения), образование, здравоохранение 15 человек, около 17 человек трудятся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспортных предприятий, всего 150 человек занято в сельском хозяйстве, около 567человек от числа трудоспособного населения трудятся вне территории сельского поселения (выезжают на работу в город, чаще всего — Самаре)
Доля трудоспособного населения по сферам деятельности
Из приведенных таблиц видно, что занято в экономике поселения лишь 39% от численности трудоспособного населения, % трудоспособного населения официально не работает. Пенсионеры составляют 24 % населения, дети %. В поселении существует серьезная проблема занятости трудоспособного населения. В связи с этим одной из главных задач для муниципальной власти в поселении должна стать занятость и самозанятость населения. 2.1.4. Развитие отраслей социальной сферы Прогнозом на 2013 год и на период до 2016 года определены следующие приоритеты социально-экономического развития сельского поселения Звезда Безенчукского района Самарской области: -повышение уровня жизни населения сельского поселения Звезда муниципального района Безенчукского Самарской области, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры; -улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг; -развитие жилищной сферы в сельском поселении Звезда; -создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в сельском поселении Звезда; -сохранение культурного наследия. 2.1.4.1.Культура Предоставление услуг населению в области культуры в сельском поселении Звезда осуществляют:
- Сельский Дом Культуры на ж.д.ст.Звезда;
- библиотеки: ж.д.ст.Звезда и в с.Покровка.
В Домах культуры поселения созданы взрослые и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д. Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, различных спартакиад, соревнований по военно-прикладным видам спорта, Дни призывника, проведение единых социальных действий. Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.
2.1.4.2.Физическая культура и спорт
В сельском поселении Звезда ведется спортивная работа в многочисленных секциях При школах имеются стадионы, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, военно-спортивные соревнования и т.д. В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на коньках, на лыжах. Поселение достойно представляет многие виды спорта на районных и областных соревнованиях. Проблемы в области развития физкультуры и спорта: необходима разработка стратегии, стратегического плана и программы развития физической культуры и спорта. Наличие спортивных площадок по занимаемой площади превосходит 100% обеспеченность населения по существующим нормативам на количество населения в сельском поселении Звезда. 2.1.4. 3. Образование
На территории поселения находится 1 школа и два садика. Численность учащихся составляет 185 человек и 80 детей, посещающих детские сады, общая численность детей дошкольного возраста составляет 135 человек.
Состояние сферы образования
Из приведенной таблицы видено небольшой спад учащихся в поселении. Данный показатель говорит об ухудшении демографической ситуации. Педагогический состав. В школах трудится 28 педагогических работника 27 человека с высшим образованием, 15человек со средне-специальным образованием. Средний возраст педагогических работников более 45 лет, на лицо старение и отток кадрового состава педагогов в поселении, почти нет молодых специалистов. Основными причинами данной ситуации является низкая заработная плата, не обустроенный быт, отсутствие благоустроенного жилья в поселении. 2.1.4.4. ЗдравоохранениеНа территории поселения находится Стационар центральной районной больницы на 79 коек, поликлиника, флюорографический кабинет и детская консультация. В поселках имеются 2 ФАПа, жителям оказывается первая медицинская помощь.
Специфика потери здоровья сельскими жителями определяется, прежде всего, условиями жизни и труда. Сельские жители практически лишены элементарных коммунальных удобств, труд чаще носит физический характер. Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе: низкий жизненный уровень, отсутствие средств на приобретение лекарств, низкая социальная культура, малая плотность населения, высокая степень алкоголизации населения поселения. Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия. 2.1.6. Экономика поселения2.1.6.1.Сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, предпринимателиСельское поселение Звезда относится к поселениям, где наряду с сельскохозяйственным производством (два сельскохозяйственных предприятия), работают 7 цехов или отделений обслуживающих ОАО «РЖД» На развитие сельского поселения Звезда сказывается недостаток стимулов экономического роста и эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала. На территории сельского поселения Звезда осуществляет свою деятельность 30 предприятий и организаций различных форм и видов собственности (в сельском поселении Купино – 15, в сельском поселении Прибой – 18). Однако структура предприятий, организаций по видам экономической деятельности выглядит неоднородно. Наибольший удельный вес принадлежит организациям социальной сферы -41,8%, ( в сельском поселении Купино-39,8%,. сельском поселении Прибой-47,1% осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве – 6,9% (в сельском поселении Купино – 14, сельском поселении Прибой- 17,6%), отделений обслуживающих ОАО «РЖД»- 20,6% , в розничной торговле, и обслуживающих организациях занято 32% всех предприятий и организаций сельского поселения Звезда.
АПК На территории сельского поселения Звезда работает два сельскохозяйственных предприятия СПК « Искра» и ООО « Мир». СПК « Искра»Производство представлено отраслью животноводства. На 01.01.2007 года насчитывалось 530 голов крупного рогатого скота ,из низ 230 голов коров молочного стада и 300 молодняка всех возрастов. Валовой надой за 2010 год составил 806 тонн или 3500кг от одной фуражной коровы. Привес молодняка составил 450 граммов сутки на 1 голову, что составило 40,5 тонны за 2010 год. Численность работников 24 человека. Средняя заработная плата 5000 рублей в месяц.
ООО "МИР"
Производство представлено отраслью растениеводство. Производство зерновых культур. Посевная площадь 1200 га. Валовый сбор 39,6 тн. Урожайность -3,3 ц/га. Производство картофеля. Посевная площадь 100 га. Валовый сбор 120 тн. Урожайность -120 ц/га. Численность работников 28 человек. Средняя заработная плата 10000 рублей в месяц. Данное хозяйство использует традиционные технологии, зернопаропропашные севообороты, своевременно проводит сортосмену и сортообновления, посев производит районированными, высококлассными семенами. Вносит минеральные удобрения и применяет на посевах по мере необходимости средства защиты растений.
Важным направлением реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является стимулирование развития малых форм хозяйствования . Ведением личного подсобного хозяйства на ст Звезда и с. Покровка занимаются 65 семей., что является явно не достаточно. Основным фактором, который тормозит развитие подсобных хозяйств является отсутствие рабочих мест на территории поселения и высокие цены на кормовые культуры. На развитие подсобного хозяйства только две семьи ст. Звезда оформили кредиты в ОАО «Россельхозбанке» ( покупка скота, покупка кормов, строительство помещений для содержания животных).
2.1.6.2. Личные подсобные хозяйстваЛичные подсобные хозяйства
Наличие животных на территории сельского поселения:
В последний год наблюдается тенденции снижения поголовья животных в частном секторе. Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие: - Нет организованного закупа сельскохозяйственной продукции; - Высокая себестоимость с/х продукции, и ее низкая закупочная цена. Проблемы: 1) сельские жители недостаточно осведомлены о своих правах на землю и имущество. 2) владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики; 3) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В поселении и районе не производятся централизованные муниципальные закупки в хозяйствах молока, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных продуктов. Владельцы ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным перекупщикам и заготовителям, организациям потребительской кооперации на невыгодных условиях. Отсутствие кооперативов по закупке продукции села тормозит как увеличению численности поголовья скота, так и увеличению земельных площадей под картофель и овощи; 4) сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации; 5) низкий уровень заработной платы в отрасли, и отток работающих в другие отрасли производства и в социальную сферу; Самостоятельно решить проблемы, с которыми сталкиваются жители сельской местности при ведении личных подсобных хозяйств достаточно трудно. - Существенной причиной, сдерживающей рост численности поголовья скота у населения, является трудности с обеспечением кормами. Предприятия, сегодня работают в условиях рынка и не имеют достаточных ресурсов, чтобы оказывать гражданам помощь в необходимых объемах, в заготовке кормов. - Закуп сельскохозяйственной продукции производятся по низким ценам. - Старение населения из за ухудшающейся демографической ситуации. В связи с этим органы местного самоуправления должны ставить перед собой первостепенную задачу занятости и самозанятости населения. Способствуя и регулируя процесс развития ЛПХ в поселении можно решать эту проблему. Развитие животноводства и огородничества, как одно из направлений развития ЛПХ. Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением в решении главного вопроса- самозанятость сельского населения. Эту проблему, возможно, решить следующим путем: - более интенсивно привлекать льготные кредитные ресурсы для развития ЛПХ в поселении; -увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями; - увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия; Для повышения племенной ценности молодняка крупнорогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо: - обеспечить высокий уровень ветеринарного обслуживания в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством; - необходимо всячески поддерживать инициативу граждан, которые сегодня оказывают услуги по заготовке кормов, вспашке огородов, сбору молока; - создавать условия для создания и развития потребительско-сбытовых кооперативов на территории поселков поселения. 2.1.7. Жилищный фондСостояние жилищно - коммунальной сферы сельского поселения Данные о существующем жилищном фонде
Жилищный фонд сельского поселения Звезда характеризуется следующими данными: общая площадь жилищного фонда – 34,79 тыс. м2, обеспеченность жильем – 22,3 м2 общей площади на одного жителя. Тем не менее, проблема по обеспечению жильем населения существует. Жители сельского поселения Звезда активно участвуют в различных программах по обеспечению жильем: «Жилье молодым семьям», «Молодые специалисты на селе» и т.д. Средства по программам ориентировочно поступят до 2014 года. Средства поступают из федерального и областного бюджета и выделяются гражданам на строительство приобретение жилья до 70% от стоимости построенного приобретенного жилья в виде безвозмездных субсидий. К услугам ЖКХ предоставляемым в поселении относится теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение населения и вывоз мусора. Практически все населенные пункты газифицированы. Развитие среды проживания населения сельского поселения Звезда создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса. Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение. Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ. 2.1.8. Анализ сильных и слабых сторон населения Анализ ситуации в поселении сведен в таблицу и выполнен в виде SWOT-анализа проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны
Возможности и угрозы
Проведенный анализ показывает, что как сильные, так и слабые стороны сельского поселения Звезда его географическим (транспортным) положением по отношению к крупным городам. Экономический потенциал поселения значителен, но в настоящее время слабо задействован, особенно в части, развития предпринимательства, переработка сельхоз продукции, развития услуг населению, развития личных подсобных хозяйств. Базовый ресурсный потенциал территории (природно-ресурсный, экономико-географический, демографический) не получает должного развития. Блок обеспечивающих ресурсов развития (трудовой, производственный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный) имеет тенденцию к росту, но пока не позволяет решать стратегические задачи повышения качества и уровня жизни поселения. Практически отсутствует доступ к инвестиционным ресурсам начинающих предпринимателей и мелких фермеров. Наряду с наличием в поселении крупных представителей сельскохозяйственного бизнеса, которые динамично развиваются на фоне сельскохозяйственных предприятий района, заработная плата в них остается низкой и составляет в пределах 4700 рублей. В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, демографические проблемы, связанные со старением, слабой рождаемостью и оттоком населения за территорию поселения, усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах. Старение объектов образования, культуры, спорта и их материальной базы, слабое обновление из-за отсутствия финансирования. Проанализировав вышеперечисленные отправные рубежи необходимо сделать вывод: В обобщенном виде главной целью Программы социально-экономического развития сельского поселения Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области на 2014-2016 гг. является устойчивое повышение качества жизни нынешних и будущих поколений жителей и благополучие развития сельского поселения Звезда через устойчивое развитие территории в социальной и экономической сфере. Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи: 1. создать правовые, организационные, институциональные и экономические условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; 2. развить и расширить сферу информационно-консультационного и правового обслуживания населения; 3. построить новые и отремонтировать старые водопроводные сети; 4. отремонтировать дороги внутри и между населенными пунктами поселения; 5. доработать генеральный план застройки сельского поселения; 6. улучшить состояние здоровья населения за счет повышения доступности и качества занятиями физической культурой и спортом; 7. повысить роль физкультуры и спорта в целях улучшения состояния здоровья населения и профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; 8. отремонтировать объекты культуры и активизация культурной деятельности; 9. развить личные подсобные хозяйства; 10. создать условия для безопасного проживания населения на территории поселения 11. повышение качества и уровня жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств, торговой инфраструктуры и сферы услуг. Уровень и качество жизни населения должны рассматриваются как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемых за счет создания экономических и материальных условий и возможностей, которые характеризуются соотношением уровня доходов и стоимости жизни.
3. Основные стратегическими направлениями развития поселения
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия: Экономические: 1. Содействие развитию крупному сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов восстановление объектов образования, культуры и спорта, помощь в организации питания школьников на взаимовыгодных условиях. 2. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест. Социальные: 1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: - участие в отраслевых районных, областных программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данных отраслей; -содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения). 2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения. - привлечение льготных кредитов из областного бюджета на развитие личных подсобных хозяйств; - организация торговли населения продукцией с личных подворий на «Областной ярмарке»; -по максимуму привлечение населения к участию в сезонных ярмарках на для торговли своей продукцией; -привлечение средств из районного бюджета на восстановление пастбищ; -введение в практику льготированной оплаты за воду гражданам, имеющим крупнорогатый скот, сдающих молоко. -помощь населению в реализации мяса с личных подсобных хозяйств; -поддержка предпринимателей ведущих закуп продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях; 3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); -помощь членам их семей в устройстве на работу; -помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё; 4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: -консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат; -содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (заготовка твердого топлива, пиломатериал для ремонта жилья, проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения, льготное санаторно - курортное лечение); 5. Привлечение средств из областного и федерального бюджетов на укрепление жилищно-коммунальной сферы: -по «Программе модернизации ЖКХ» на восстановление водопроводов; - по «Программе ветхое жилье» для ремонта и строительства жилья; - по программам молодая семья, сельское жилье, жилье для молодых специалистов, ипотечное кредитование для строительства приобретения жилья гражданами, работающими проживающими на территории поселения в поселении; 6. Содействие в развитие систем телефонной и сотовой связи, охват сотовой связью удаленных и труднодоступных поселков поселения. 7. Окончательное освещение населенных пунктов поселения. 8. Привлечение средств из областного и федерального бюджетов на строительство и ремонт внутри-поселковых дорог. 9. Привлечение средств из бюджетов различных уровней для благоустройства сел поселения. 4. Система основных программных мероприятий по развитию сельского поселения ЗвездаЗадача формирования стратегии развития такого сложного образования, каковым является сельское поселение, не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой сложную систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов. Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в сельском поселении. Таковыми являются: производственная сфера, сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу сельского поселения. Мероприятия Программы социально-экономического развития сельского поселения Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2014-2016 гг., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены в таблицах. Состав мероприятий по совершенствованию сферы управления и развития сельского поселения Звезда муниципального района Б езенчукский Самарской области
Состав мероприятий по обеспечению условий функционирования и поддержанию работоспособности основных элементов сельского поселения Большая Черниговка
Развитие и поддержка малого предпринимательства
Развитие сектора малого предпринимательства является одним из главных направлений экономической деятельности, т.к. именно данным сектором решается ряд важнейших проблем социальной стабильности населения. Это, прежде всего, занятость, повышение жизненного уровня населения, увеличение наполняемости бюджета. Цель политики развития и поддержки малого предпринимательства - создание благоприятных политических, правовых, экономических и организационных условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджет поселения, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни. Основные задачи: - формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие малого предпринимательства. - выявление и поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса. - формирование положительного общественного мнения о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, укрепление социального статуса, повышение престижа и создание механизма защиты предпринимательства. - участие предпринимателей в формировании политики поселения по развитию малого и среднего предпринимательства (Совет предпринимателей); - вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей различных слоев населения; - увеличение доходов населения и создание условий для самореализации граждан; - поддержка в продвижении местных товаропроизводителей посредством ярмарочно-выставочных мероприятий. В рамках реализации политики в области развития малого и среднего предпринимательства определены следующие приоритеты: 1) производство и организация закупа сельскохозяйственной продукции; 2) производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения; 3) развитие народных ремесел, туризма; 4) бытовые услуги (ремонт, реставрация и пошив обуви; ремонт и пошив верхней одежды; фотография; парикмахерские и др.) 5) строительство, в том числе жилья; 6) выполнение дорожных работ; 7) производство строительных материалов; 8) придорожное сервисное обслуживание (АЗС, придорожные кафе, автосервис, автостоянки, гостиницы и др.). Система программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства представлена следующими направлениями: 1. Сдача в аренду земли с целью производства сельскохозяйственной продукции, организации культурного отдыха населения, создания новых рабочих мест, увеличения местного бюджета. 2. Проведение различных конкурсов среди предпринимателей; 3. Сдача в аренду площадей муниципальных учреждений под создание и развитие приоритетных сфер услуг. Развитие коммунального комплекса
Развитие среды проживания населения сельского поселения Звезда создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса. Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение. Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
Благоустройство
Все возрастающее значение в формировании имиджа любой территории приобретают чистота и качество благоустройства. Статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определены вопросы местного значения поселений в части создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан в контексте благоустройства. Чистота и благоустройство территории обеспечивают нормальное функционирование сложного организма. С улучшением чистоты и качества благоустройства территории увеличится привлекательность сельского поселения Звезда для населения и развития туристического бизнеса. Улучшение имиджа поселения привлечет в экономику внешние инвестиции, благодаря которым повысится качество жизни населения. При обустройстве придомовой территории и дворов необходимо уделять больше внимания созданию зеленых уголков отдыха с применением архитектурных композиции.
Обеспечение безопасности населения
Так как личная безопасность населения является составляющей понятия "качество жизни" жителей любой территории, в число приоритетов могут быть включены такие направления, как: - профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности; - система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; - организация работы добровольных народных дружин (по соблюдению пожарной безопасности, общественного порядка); - обеспечение пожарной безопасности населения. Социальное развитие села
За последние годы, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, снизилась доступность образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг для сельского населения. Сложившаяся на селе ситуация препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами - школами, медицинскими, культурно-досуговыми учреждениями. В рамках социального развития села предполагается проведение программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в поселении и участие в реализации целевых программах. Таким образом, Программа развития сельского поселения Звезда на 2014-2016 гг. представлена в виде совокупности конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, сгруппированных по обозначенным выше системным признакам и направленных на достижение основных социально-экономических целей поселения на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала территории. 5. Оценка эффективности мероприятий ПрограммыВыполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местных администраций, позволит достичь следующих показателей социально-экономического развития сельского поселения Звезда в 2015 году по отношению к 2014году. За счет активизации предпринимательской деятельности, ежегодный рост объемов производства в поселении в стоимостном выражении составит около примерно – 1 млн.руб. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан. В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится и ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
6. Организация контроля за реализацией Программы
Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти сельского поселения Звезда. Функции специалистов Администрации поселения и порядок их взаимодействия в процессе управления Программой регламентируются специальным Положением, утвержденным Главой Администрации поселения. Общее руководство Программой осуществляет Глава поселения, в функции которого в рамках реализации Программы входит: - определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы; - представление проекта программы в собрание представителей сельского поселения Звезда. Функции собрания представителей сельского поселения Звезда в системе управления Программой включают: -утверждение Программы социально-экономического развития поселения; - контроль за ходом реализации программы социально-экономического развития сельского поселения Звезда; - ежеквартально заслушивает Главу поселения о ходе выполнения программы; - рассмотрение и утверждение предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы; -утверждение проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы; Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники Администрации сельского поселения под руководством Главы сельского поселения. Глава сельского поселения осуществляет следующие действия: - рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации; - выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий. - взаимодействует с районными и областными органами исполнительной власти по включению предложений сельского поселения Звезда в районные и областные целевые программы; -контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении; -осуществляет руководство по: - подготовке перечня муниципальных целевых программ поселения, предлагаемых к финансированию из районного и областного бюджета на очередной финансовый год; - составлению ежегодного плана действий по реализации Программы; - реализации мероприятий Программы поселения. Специалист Администрации поселения осуществляет следующие функции (экономист, финансист): -подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы; -подготовка проектов программ поселения по приоритетным направлениям Программы; -формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета поселения; -подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы; -прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов; -предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
7. Механизм обновления Программы
Обновление Программы производится: - при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий, - при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории; - при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий. Внесение изменений в Программу производится по итогам годового отчета о реализации программы, проведенного общественного обсуждения, по предложению членов Совета поселения, иных заинтересованных лиц. Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя. По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования. 8. ЗаключениеРеализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения. Ожидаемые результаты: За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития:
Результатом реализации программы должна стать стабилизация социально-экономического положения поселения, улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства, социальной сфер, эффективное использование бюджетных средств и имущества; улучшение благоустройства территории. Реализация Программы позволит: 1) повысить качество жизни жителей сельского поселения Звезда, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения; 2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни; 3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления. Социальная стабильность и экономический рост в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития поселений. Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом. Разработка и принятие среднесрочной программы развития сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие «правила игры» на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории. ↓ скачать документ ↓ ↓ Постановление № 51 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития сельского поселения Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области на 2013-2016 гг.» ↓ ← Все действующие нормативные правовые акты раздела Постановления 2013 года ← ← Все проекты нормативных правовых актов раздела Постановления 2013 года ← ← Все архивные нормативные правовые акты раздела Постановления 2013 года ← ← Все раделы нормативных правовых актов Администрации ←
| |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|